Как только появилась частная собственность, человек задумался, как уберечь ее от посягательств соплеменников. Замки и ключи — ровесники ранних цивилизаций, они упоминаются в мифах и Ветхом Завете. Замки были большими, их конструкция была примитивна, и все же принцип их работы был предтечей современных штифтовых замков.
Замки: от простого к сложному
Древние запорные устройства имели множество разновидностей, изготовлялись из камыша, волокна, дерева или металла. Первый деревянный ключ историки нашли в гробнице фараона Рамсеса II. Однако принято считать, что механические замки из дерева были созданы несколькими цивилизациями одновременно. В этих замках, которые крепили вертикально к дверному косяку, находились подвижные штыри («пальцы»), которые благодаря собственному весу опускались в отверстия в крестовине, или «засове», и запирали дверь. Замок открывался деревянным ключом с выступами или зубцами. Этот метод запирания используется в современных штифтовых замках. Медные и железные висячие замки широко применялись уже в Древнем Китае. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающими пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов отходил в сторону. Висячие замки этого типа популярны на востоке и в настоящее время. Замок обязательно украшался узором или рисунком или даже изготавливался в форме животного — дракона, лошади, собаки, даже слона или бегемота. Пара висячих замков с нанесенными поздравительными надписями считались лучшим подарком. Первые ключи делались из прочных пород дерева, кости и металла.
В Древнем Риме тоже использовали навесные замки с пружинным механизмом, которые защелкивались и открывались поворотом ключа. Именно римляне придумали неподвижные выступы в замке для того, чтобы чужой ключ не мог в нем повернуться. На выступах делали насечки и нарезали узоры. Система выступов существовала как основной замочный механизм более тысячи лет. Висячие замки были чрезвычайно популярны, их использовали купцы в качестве «дорожных» замков для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли собой различные геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца. Первые цельнометаллические замки создали между 870 и 900 гг. английские ремесленники. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочных скважин для предотвращения взлома. В Средние века и эпоху Ренессанса конструкции замков и ключей испытывали значительное влияние архитектуры, их орнаментация становилась все более изысканной. Признанных мастеров приглашали изготавливать замки для знати по всей Европе. Именно поэтому трудно установить, был ли какой-нибудь старинный замок изготовлен в той же стране, где и применялся. С XIV по XVII вв. значительных усовершенствований в замочных механизмах почти не было. Орнаментация, однако, стала чрезвычайно изысканной. Ремесленники овладевали процессом обработки железа и разрабатывали замки для ворот, дверей, сундуков и шкафов. «Замки-шедевры» никогда не использовались для запирания дверей. Часто они выставлялись на обозрение без покрытия, чтобы были видны составные части механизмов, декоративная отделка корпусов и метод сборки. Только изготовивший такой замок работник по металлу признавался мастером. Замочных дел мастера придумывали мудреные выступы и бородки для замков и ключей, напоминающие гербы и символические фигуры и создавали чрезвычайно орнаментированные замки, которые гармонировали с архитектурой поместий их заказчиков. Однако запирающие механизмы оставались неизменными — безопасность зачастую зависела от таких изысков, как потайные замочные скважины, секреты и сложные системы выступов и выемок. И только в XVII веке в Европе были разработаны новые принципы запирающих устройств. Тогда появились особые механизмы вокруг замочных скважин для предотвращения взлома, колокольчики, которые звенели при касании засова, и конечно, замки на буквах, или кодовые – для их открытия не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках.
Висячие замки
Висячие замки были известны еще во времена древних греков, римлян, египтян и других культур Ближнего Востока, включая китайцев. Предполагалось, что висячий замок впервые использовался как "дорожный" замок для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках, на которых концентрировалась торговля. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли различные геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца. Они открывались ключами, которые поворачивались, ввинчивались, нажимались и вытягивались. В целях большей эффективности появились замки на буквах, или кодовые замки, для открытия которых не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках. На рисунке вы видите американский висячий замок, относящийся к концу прошлого века. Имея распространенную округлую форму, замок, вероятно, использовался для запирания огромного сундука. В этом замке только один выступ, который проходит ключ, чтобы освободить засов. Висячие замки использовались столетиями для запирания заключенных и имущества. Они обычно делались из железа, бронзы или меди и имели грубую конструкцию. Однако внутренние запирающие механизмы были зачастую довольно просты и легки для вскрытия. Массивный русский висячий замок, изображенный на рисунке, был тщательно выкован вручную в ранее царствование последнего царя, Николая II (1895-1918). Большое округлое кольцо сверху - это "рукоятка" ключа, на котором есть нарезка и который ввинчивается в замочную скважину, чтобы разблокировать запирающий механизм. Когда скоба становится в позицию запирания, ключ вынимается и вставляется затычка, чтобы казалось, что замочной скважины нет. Нарезная часть ключа ввинчивается затем в защитный футляр. «Русский висячий замок» был выкован вручную в ранее царствование последнего царя, Николая II (1895-1918). Большое округлое кольцо сверху – это «рукоятка» ключа, на которой есть нарезка и которая ввинчивается в замочную скважину, чтобы разблокировать запирающий механизм. Когда скоба становится в позицию запирания, вместо ключа вставляется затычка, чтобы казалось, что замочной скважины нет. Нарезная часть ключа ввинчивается затем в защитный футляр.
конструкции.
Ключ в виде веревки
В эпоху начала колонизации Америки "ключ" от замка дома часто висел на наружной стороне двери. Он представлял собой веревку определенной длины. Двери запирались изнутри с помощью деревянного засова на оси, один конец которого опускался в паз на дверном косяке. К нему была привязана веревка, которую через небольшое отверстие выводили наружу. Свисающая веревка являлась как бы приглашением войти: чтобы поднять засов и открыть дверь, ее надо было потянуть.
Тайна ключа
На протяжении веков ключи символизировали авторитет, безопасность и власть. Боги, богини и святые описываются как хранители ключей от рая небесного, от бездны, от врат земли и моря. Ключ изображали на знаменах, гербах и гербовых печатях королей, императоров, королевской знати, городов. Подношение ключа от дворца, крепости или города было церемониальным событием, как и сегодня является подношение важному гостю ключа от города.
Ключ был символом общественного положения человека, его важности. Много сотен лет назад в Египте важность "главы семьи" определялась количеством ключей, которыми он владел; они были большими, и их носили на плечах рабы. Если у хозяина было несколько рабов, или носителей ключей, его считали человеком большого богатства и знатности. Так с течением веков замок и ключ от него стали составной частью нашей культуры. Ключ, запирающий наше личное имущество, символизирует наше стремление к уединению и безопасность нашей собственности.
Древние запорные устройства имели множество разновидностей, изготовлялись из камыша, волокна, дерева или металла. Первый деревянный ключ историки нашли в гробнице фараона Рамсеса II. Однако принято считать, что механические замки из дерева были созданы несколькими цивилизациями одновременно. В этих замках, которые крепили вертикально к дверному косяку, находились подвижные штыри («пальцы»), которые благодаря собственному весу опускались в отверстия в крестовине, или «засове», и запирали дверь. Замок открывался деревянным ключом с выступами или зубцами. Этот метод запирания используется в современных штифтовых замках. Медные и железные висячие замки широко применялись уже в Древнем Китае. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающими пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов отходил в сторону. Висячие замки этого типа популярны на востоке и в настоящее время. Замок обязательно украшался узором или рисунком или даже изготавливался в форме животного — дракона, лошади, собаки, даже слона или бегемота. Пара висячих замков с нанесенными поздравительными надписями считались лучшим подарком. Первые ключи делались из прочных пород дерева, кости и металла.
В Древнем Риме тоже использовали навесные замки с пружинным механизмом, которые защелкивались и открывались поворотом ключа. Именно римляне придумали неподвижные выступы в замке для того, чтобы чужой ключ не мог в нем повернуться. На выступах делали насечки и нарезали узоры. Система выступов существовала как основной замочный механизм более тысячи лет. Висячие замки были чрезвычайно популярны, их использовали купцы в качестве «дорожных» замков для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли собой различные геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца. Первые цельнометаллические замки создали между 870 и 900 гг. английские ремесленники. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочных скважин для предотвращения взлома. В Средние века и эпоху Ренессанса конструкции замков и ключей испытывали значительное влияние архитектуры, их орнаментация становилась все более изысканной. Признанных мастеров приглашали изготавливать замки для знати по всей Европе. Именно поэтому трудно установить, был ли какой-нибудь старинный замок изготовлен в той же стране, где и применялся. С XIV по XVII вв. значительных усовершенствований в замочных механизмах почти не было. Орнаментация, однако, стала чрезвычайно изысканной. Ремесленники овладевали процессом обработки железа и разрабатывали замки для ворот, дверей, сундуков и шкафов. «Замки-шедевры» никогда не использовались для запирания дверей. Часто они выставлялись на обозрение без покрытия, чтобы были видны составные части механизмов, декоративная отделка корпусов и метод сборки. Только изготовивший такой замок работник по металлу признавался мастером. Замочных дел мастера придумывали мудреные выступы и бородки для замков и ключей, напоминающие гербы и символические фигуры и создавали чрезвычайно орнаментированные замки, которые гармонировали с архитектурой поместий их заказчиков. Однако запирающие механизмы оставались неизменными — безопасность зачастую зависела от таких изысков, как потайные замочные скважины, секреты и сложные системы выступов и выемок. И только в XVII веке в Европе были разработаны новые принципы запирающих устройств. Тогда появились особые механизмы вокруг замочных скважин для предотвращения взлома, колокольчики, которые звенели при касании засова, и конечно, замки на буквах, или кодовые – для их открытия не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках.
Висячие замки
Висячие замки были известны еще во времена древних греков, римлян, египтян и других культур Ближнего Востока, включая китайцев. Предполагалось, что висячий замок впервые использовался как "дорожный" замок для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках, на которых концентрировалась торговля. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли различные геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца. Они открывались ключами, которые поворачивались, ввинчивались, нажимались и вытягивались. В целях большей эффективности появились замки на буквах, или кодовые замки, для открытия которых не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках. На рисунке вы видите американский висячий замок, относящийся к концу прошлого века. Имея распространенную округлую форму, замок, вероятно, использовался для запирания огромного сундука. В этом замке только один выступ, который проходит ключ, чтобы освободить засов. Висячие замки использовались столетиями для запирания заключенных и имущества. Они обычно делались из железа, бронзы или меди и имели грубую конструкцию. Однако внутренние запирающие механизмы были зачастую довольно просты и легки для вскрытия. Массивный русский висячий замок, изображенный на рисунке, был тщательно выкован вручную в ранее царствование последнего царя, Николая II (1895-1918). Большое округлое кольцо сверху - это "рукоятка" ключа, на котором есть нарезка и который ввинчивается в замочную скважину, чтобы разблокировать запирающий механизм. Когда скоба становится в позицию запирания, ключ вынимается и вставляется затычка, чтобы казалось, что замочной скважины нет. Нарезная часть ключа ввинчивается затем в защитный футляр. «Русский висячий замок» был выкован вручную в ранее царствование последнего царя, Николая II (1895-1918). Большое округлое кольцо сверху – это «рукоятка» ключа, на которой есть нарезка и которая ввинчивается в замочную скважину, чтобы разблокировать запирающий механизм. Когда скоба становится в позицию запирания, вместо ключа вставляется затычка, чтобы казалось, что замочной скважины нет. Нарезная часть ключа ввинчивается затем в защитный футляр.
конструкции.
Ключ в виде веревки
В эпоху начала колонизации Америки "ключ" от замка дома часто висел на наружной стороне двери. Он представлял собой веревку определенной длины. Двери запирались изнутри с помощью деревянного засова на оси, один конец которого опускался в паз на дверном косяке. К нему была привязана веревка, которую через небольшое отверстие выводили наружу. Свисающая веревка являлась как бы приглашением войти: чтобы поднять засов и открыть дверь, ее надо было потянуть.
Тайна ключа
На протяжении веков ключи символизировали авторитет, безопасность и власть. Боги, богини и святые описываются как хранители ключей от рая небесного, от бездны, от врат земли и моря. Ключ изображали на знаменах, гербах и гербовых печатях королей, императоров, королевской знати, городов. Подношение ключа от дворца, крепости или города было церемониальным событием, как и сегодня является подношение важному гостю ключа от города.
Ключ был символом общественного положения человека, его важности. Много сотен лет назад в Египте важность "главы семьи" определялась количеством ключей, которыми он владел; они были большими, и их носили на плечах рабы. Если у хозяина было несколько рабов, или носителей ключей, его считали человеком большого богатства и знатности. Так с течением веков замок и ключ от него стали составной частью нашей культуры. Ключ, запирающий наше личное имущество, символизирует наше стремление к уединению и безопасность нашей собственности.